Как научить ребенка хорошо читать

Как научить ребенка хорошо читать

Как научить ребенка хорошо читать
Содержание

  • Когда можно начинать учить малыша читать
  • Эффективные упражнения для развития скорости чтения у детей
  • Ребенка нужно учить читать в нужном темпе
  • Регулярное отслеживание скорости
  • Беззвучное прочтение
  • Какие ошибки допускают родители

Не все родители обладают педагогическим талантом и могут самостоятельно обучить ребенка навыкам чтения и письма. На самом деле, в этом нет ничего сложного, нужно лишь тщательно подготовиться к этому вопросу. Ну и, конечно же, запастись терпением и аккуратностью.

Когда можно начинать учить малыша читать

Учить ребенка скоростному чтению можно в домашних условиях под родительским контролем, не обращаясь к профессионалам. Овладение техникой поможет школьникам решить несколько  проблем:

  • повысить успеваемость;
  • сократить время выполнения домашних заданий;
  • увеличить объем усвоенных знаний.

Основы грамотности у детей формируются с 3-х до 6 лет. Детский мозг в этом возрасте готов к прочному и быстрому запоминанию. Утомительным занятиям нужно предпочесть укороченные уроки.

Достаточно двух упражнений в день по 4-6 минут с перерывом 2-3 часа. Качество занятий не зависит от их продолжительности. Первая печатная литература должна быть с яркими иллюстрациями, интересным содержанием.

Эффективные упражнения для развития скорости чтения у детей

На этапе запоминания букв не нужно называть их «эр», «лэ», достаточно четко произносить «р», «л» без лишних дополнений. Ребенка нужно учить тянуть гласные в слияниях с согласными без паузы.

Слоговая цветная табличка состоит из вертикальных и горизонтальных столбцов с гласными, мягкими, твердыми согласными звуками, слияниями. За одно занятие рекомендуется изучить, прочесть 2-3 строки.

На этапе выработки беглой читки понадобится цифровая или буквенная рамка с рассыпанными значками, способствующая увеличению зрительного восприятия. Можно использовать обычную кассу букв и слогов, которые продаются в книжных магазинах.

За определенное время, которое постепенно сокращается, ребенок отыскивает взглядом, располагает показатели в правильном порядке: буквы по алфавиту, цифры по возрастанию. Данные в таблицах надо регулярно менять местами. Такие занятия со школьниками нужно проводить ежедневно до 20 минут.

Можно применять и следующие упражнения.

  • Фотографическая память. Дошкольникам в течение нужно показывать до десятка ярких картинок с крупно написанными под ними словами. За неделю дети привыкнут называть слова без иллюстрированных подсказок.
  • Собери из слогов. На бумаге крупным шрифтом нужно напечатать несколько слов, состоящие из 2-3 слогов. Затем нужно разрезать их на несколько частей и предложить малышу собрать слова из перемешанных карточек.
  • Распознай слова. Можно выучить простые схемы вида: «сам», «жук», «зима». Увидев в тексте знакомые буквы, малыш может назвать их сразу, не читая. Трехбуквенные структуры постепенно можно усложнять до 4-7 буквенных.

Переходить на словосочетания и простые предложения следует позднее — ближе к 6-летнему возрасту.

Над совершенствованием скорости чтения работают в период овладения навыком осмысленного прочтения. Ребенок должен не только быстро читать, но и понимать прочитанное.

Многократное произношение одного текста приводит к устранению ошибок, повышению скорости, а успех и похвала родителей за волю к победе создают положительные эмоции. Зато родительское недовольство резко снижает интерес и мотивацию. Не нужно раздражаться и повышать голос, если что-то не получается.

Ребенка нужно учить читать в нужном темпе

Хоровую декламацию с переходом к самостоятельному проговариванию читаемых фраз тоже полезно использовать. Маленькие читатели вынуждены подстраиваться под темп читающего с ними взрослого.

Упражнения на быстрый поиск.

  • Отыскать в тексте определенное изречение.
  • Вставить пропущенные буквы. Чтобы понять смысл читаемого сообщения, нужно добавить приставки, окончания к словам в 3-х предложениях за 2 минуты.
  • Искаженные словесные структуры. Предложить определить записи с переставленными буквами.

Такие упражнения нужно выполнять с детьми постарше, младшими школьниками. В этом возрасте они обычно уже понимают смысл прочитанного и им легче понять, что от них хотят взрослые.

Регулярное отслеживание скорости

Ученики начальной школы могут самостоятельно измерять свои успехи. Не следует читать одно слово, предложение дважды. Ребенок должен уметь концентрировать внимание на тексте и понимать слова с первого раза.

Второклассникам необходима скорость не менее 70 слов в минуту, 3 класс — 100 — 120, успешным четвероклассникам — 150.

Беззвучное прочтение

Следует постепенно избавлять младших школьников от тихого проговаривания, учить скользить глазами по тексту. Классическим приемам скорого чтения, основанным на полном отсутствии проговаривания, обучают не ранее 10 лет, когда дети твердо поймут разницу между звуком и буквой. Мастерство достигается благодаря следующим приемам:

  • чтение под музыкальное сопровождение;
  • издавать при чтении однотонное звучание: жужжание, гул;
  • простукивать ритм любимой песенки палочкой по столу.

Родителям важно регулярно отслеживать понимание прочитанной информации, задавать вопросы по смыслу текста.

Какие ошибки допускают родители

Иногда, обучая ребенка читать, родители допускают ошибки, из-за которых обучение затягивается.

  • Слишком раннее обучение чтению. Некоторые взрослые начинают показывать детям буквы очень рано, до 3 лет. В этом возрасте у малышей происходит активное двигательное развитие. Им еще сложно воспринимать ту информацию, которые взрослые им дают.
  • Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых родителями — неправильное обучение алфавиту. Буквы нужно называть как слоги: «р», а не «эр» и «б», вместо «бэ». Так малышу будет проще складывать их в слоги, и он не будет путаться в их звучании. Если ребенок хорошо знает звуки и может их читать, в школе ему не составит труду быстро и «правильно» выучить алфавит.
  • Включение в обучение звуков, которые малыш еще не может произносить. Логопеды настоятельно рекомендуют так не делать. Те звуки, которые ребенок не произносит лучше оставить напоследок, когда он начнет их выговаривать.
  • Взрослые не всегда следят за своей речью. Если она быстрая и смазанная, ребенку будет сложно понять маму или папу, ведь обучение проводится на слух. Родители должны контролировать темп своей речи и тщательно выговаривать слова.

Специальные задания, подобранные с учетом возраста и интересов ребенка, постепенно приведут к достижению цели. Нужно заниматься регулярно, понемногу, не заставляя и не ругая ребенка, чтобы не отбить желание читать. Тогда занятия будут продуктивными, ребенок будет читать бегло, легко усваивая новую информацию.

Источник

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *