Как влиять на ребенка, не наказывая его?

Как влиять на ребенка, не наказывая его?

Как влиять на ребенка, не наказывая его?
Содержание

  • Когда ребенок нуждается в перевоспитании?
  • Почему ребенок ведет себя неправильно?
  • Чем детям полезна похвала?
  • Рекомендации родителям по воспитанию детей

У каждой семьи свои принципы и традиции поведения. Зачастую, они обусловлены воспитанием самих родителей. Помимо этого, важную роль играет культурно-социальные условия, в которых находится семья. Мальчишки и девчонки раннего возраста в полном объеме копируют действия своих близких, в связи с этим, вместо того, чтобы пытаться воспитывать детей, необходимо тщательно следить за собственным поведением. Благодаря этому, ребенок увидит правильный алгоритм действий.

Какое поведение детей следует считать неправильным? Какие способы влияния на них являются самыми безопасными и эффективными? Как строить с ребенком дружеские и уважительные отношения, не прибегая к наказанию?                                                    

Когда ребенок нуждается в перевоспитании?

Специалисты единогласно заявляют, что, детский нрав нужно изменять, если в поступках ребенка замечена хотя бы одна реакция:

  • скандальное поведение (когда ребенок бросается на пол, стучит ногами, руками о дверь, ведет себя агрессивно, нарочно портит вещи и мебель);
  • нежелание выполнять просьбы родителей (не хочет убирать свои вещи или готовиться ко сну);
  • игнорирует слова родителей (пропускает «мимо ушей» наставления, при этом, делая по-своему);
  • открыто проявляет враждебность (ругается, кидает вещи, бьет взрослых);
  • агрессивно относится к младшим членам семьи — братьям или сестрам — обижает животных;

Такое поведение абсолютно нежелательно, потому что усложняет социальное привыкание самого малыша к обществу, портит отношения в семье, провоцирует агрессию у взрослых и детей. В связи с этим, подобное поведение нужно исправлять.

Почему ребенок ведет себя неправильно?

Зачастую это случается из-за следующих причин:

  • завышенные требования к ребенку (родители ждут безоговорочного послушания, не приемлют ошибок, хотят, чтобы ребенок будет вел себя как взрослый);
  • дети сопротивляются, если их природные склонности игнорируются (когда ребенка заставляют играть на скрипке, а он терпеть не может музыку);
  • стремление привлечь к себе внимание (для детей очень важен интерес к ним);
  • ребенок уяснил, что может получить желаемое таким способом (к примеру, еще раз прокатиться на карусели или получить еще один молочный коктейль);

Необходимо не только требовать от ребенка поступать правильно, но и самим взрослым так себя вести. Ведь дети копируют все что делают и говорят родители. Например, если они часто ругаются по любому поводу, ведут себя несдержанно, агрессивно, то и ребенок будет в любой конфликтной ситуации ругаться и даже драться.

Нужно ли поощрять ребенка за примерное поведение?

Все психологи единогласно ответят — конечно, да. Любому ребенку, как и взрослому, необходимо принятие своих успехов и побед. Для детей всех возрастов очень важна похвала, и, в первую очередь, от мамы и папы. Нередко родителей интересует — каким образом поощрять ребенка, и каким должно быть поощрение? Ответ очень прост — это может быть все что угодно: конфеты, игрушки, время на любимые занятия и, конечно же, приятные слова. Однако, большую роль здесь играет не только то, что говорят родители, но, также и то, что они чувствуют и передают ребенку своим отношением.

Так, если они будут вслух хвалить его, а сами думать о том, что с ним что-то не так — он слабый, скучный, неинтересный, жалкий, с ним не все в порядке — то, дети ощутят на себе этот посыл интуитивно, и все слова и усилия родителей окажутся напрасными.

Чем детям полезна похвала?

Существует 2 главных способа поощрения:

  • Похвала. Нужно хвалить ребенка всегда, если его поведение хорошее или примерное. Хвалить необходимо сразу, при этом, необходимо разъяснять малышу, за что его похвалили.

Дети все делают для того, чтобы получить похвалу от родителей. Им важно знать, что они самые умелые, умные, способные. Главное условие — хвалить следует искренне.

  • Ребенок очень радуется, когда родители говорят о нем приятные вещи в присутствии других людей — членов семьи, учителей, своих друзей, соседей. Слова и фразы, которые станут мотивировать его на совершение еще большего числа хороших поступков, это: «Я горжусь тобой!», «Как хорошо, что у меня есть сын!», «Я рада и счастлива, что у меня есть такая дочь, как ты». Эти слова подойдут как подростку, так и малышу, главное — посыл, который при этом передают ребенку родители. Детские психологи замечают, что, как только мать и отец меняют свое отношение к детям — перестают смотреть на них как на хулиганов, двоечников, агрессоров, и начинают относиться к ним, как к людям, которыми стоит гордиться, поведение детей тоже меняется — они становятся теми, кем видят их родители.

Рекомендации родителям по воспитанию детей

Что использовать вместо наказаний?

  • Время. Ограничения во времени подойдут для ребенка, который не умеет «держать себя в руках». Взрослый говорит: «Я завожу будильник на 15 минут. У тебя есть время, чтобы покричать (поплакать, поругаться), однако, когда он прозвенит, ты должен успокоиться». Сказав об этом, родителям не стоит ждать ответа от детей — ведь, скорее всего, они станут сопротивляться. Это указание должно быть четким и не подлежать обсуждению.
  • Когда дети капризничают, часто, таким образом, они проявляют негативные чувства. Иногда родители не выдерживают их накала — крика от боли, обиды, разочарования, агрессивных возмущений и стараются пресечь такое поведение. Это приводит к тому, что дети совсем «выходят» из-под контроля или замыкаются в себе.

Желаемое поведение. Когда ребенок ведет себя плохо, родители склонны ругать или стыдить его. Вместо этого, следует пытаться понять мотивы детского поведения и подсказывать, как следует поступить. Например: старший ребенок прогоняет младшего братика и «цепляется» за маму. Не стоит говорить ему «Какой нехороший мальчик», «Как тебе не стыдно» и тому подобные фразы. Ребенок, в данном случае, скорее всего, ревнует мать. Тогда она, чтобы поддержать обоих детей, может сказать, сначала старшему: «Ты хочешь поиграть со мной? Я тоже очень хочу этого!». Так, ребенок почувствует себя понятым, и его агрессия исчезнет. Можно, также предложить ему взять шефство над младшим — научить его правилам игры.

Данные методы коррекции поведения ребенка, вместо наказаний, дают прекрасный эффект. При совместном их использовании или по отдельности — они прекрасно организовывают ребенка. Однако, если эти способы не дают положительных результатов, стоит воспользоваться помощью специалиста, а именно — детского психолога.

Источник

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *