Родительские запреты: как не ущемлять свободу детей

Родительские запреты: как не ущемлять свободу детей

Родительские запреты: как не ущемлять свободу детей

Содержание

  • Возможно ли развитие ребенка без ввода запретов
  • Могут ли запреты навредить детям
  • Какую позицию стоит выбрать родителям

Всем взрослым хотелось бы видеть своих детей свободными, яркими, творческими личностями. И ради этого некоторые родители полностью отказываются от введения каких-либо запретов в отношении своего ребенка. При этом они ссылаются на некие модные методики, которые якобы позволяют ни в чем не ограничивать малыша ради его же оптимального развития.

На самом деле жизнь без определенных границ в поведении просто превращается в хаос. Это относится к повседневному существованию как взрослых, так и маленьких личностей. Более того, в бурлящий хаос может превратиться не только их собственная жизнь, но и существование окружающих их людей.

Для гармоничного и правильного развития ребенка запреты жизненно необходимы. Так формируется понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Так закладываются основы безопасности и снижаются риски для здоровья, а то и жизни ребенка. В конце концов, именно так и формируется характер. 

Воспитанные в атмосфере вседозволенности дети могут быть капризными, агрессивными, жестокими. Иногда может быть и совершенно противоположная реакция — они возьмут за образец поведение своих родителей. И в будущем тоже не смогут ни в чем никому отказывать, что также не сулит им ничего хорошего во взрослой жизни.

Возможно ли развитие ребенка без ввода запретов

Даже самые продвинутые родители все же понимают, что модные теории не спасут их ребенка, если он, например, сунет палец в розетку или будет играть в футбол на проезжей части. Поэтому они все равно используют определенные запреты в воспитании своего малыша, хотя, возможно, и не осознают этого до конца.

Особенно остро проблема запретов встает при достижении ребенком возраста, когда начинается формирование его социального поведения. В процессе социализации малыша запреты должны работать особенно четко, но именно в этих случаях некоторые современные взрослые предпочитают устраниться и никак не реагировать на поведение своих детей.

Многие, наверное, сталкивались с похожими ситуациями в жизни. Идет спектакль в детском театре, дети увлеченно наблюдают за развитием сказочного сюжета — и вдруг на сцену выбегает чей-то малыш. Администратор деликатно уводит его со сцены, но буквально через несколько минут малыш снова оказывается на сцене, мешая выступлению. И так повторяется еще несколько раз.

При этом мама, сидящая в зале, не только не пытается призвать ребенка к порядку, но и весело смеется, аплодирует его действиям, поощряет одобрительными криками. Когда администратор все же просит шумную семью покинуть зал, продвинутая мама возмущается и кричит, что невежды пытаются ограничить творческую свободу ее ребенка. Мысль о том, что при этом нарушаются права зрителей, ей просто не приходит в голову.

Именно так формируется социальная адаптация ребенка. Он должен понимать, что существуют определенные правила поведения в обществе, основанные на запрете тех или иных действий. Только так развитие ребенка будет всесторонним и гармоничным. Это необходимо, в том числе, и для его собственного блага, поскольку так социализация пройдет в более комфортных условиях, когда не нужно будет противопоставлять себя обществу.

Могут ли запреты навредить детям

Во всем хороша мера и разумный подход, в том числе и в запретах. Родителям следует внимательно следить за поведением ребенка и анализировать, почему он действует так, а не иначе. Возможно, его поступки объясняются формированием каких-то естественных умственных или физиологических функций.

Например, иногда совсем маленькие дети постоянно делают странные махи головой. Взрослых это пугает, и они пытаются мягко запретить такие необычные движения, которые кажутся им опасными. На самом деле в этом возрасте происходит формирование вестибулярного аппарата, а такими странными повторяющимися движениями маленький ребенок просто пытается наладить его работу. Запреты могут только помешать формирования важного навыка — становлению необходимой физиологической функции.

Многих родителей раздражает, когда ребенок постоянно открывает шкафы, тумбочки, секретеры и выбрасывает оттуда все содержимое. Уставшая от дневных хлопот мама вынуждена снова и снова собирать разбросанные вещи. 

Но попытки ввести жесткие запреты на такие действия или даже наказания малыша не дают своих результатов. И это естественно. Ведь маленький ребенок подобным образом просто осваивает окружающее пространство, а навыки самоконтроля у него еще отсутствуют. 

Чтобы избежать конфликтов, надо не запрещать, а обеспечить малышу свою комфортную и безопасную среду. Например, поставить специальные блокираторы на те шкафы, которые не должен открывать ребенок, но взамен обеспечить ему полный простор для подобных действий в специально отведенном для этого месте. Скажем, купить детский сундучок, который легко открывается — чтобы из него можно было вытаскивать игрушки без ущерба для маминой нервной системы.

Худшая вещь для развития ребенка — это тотальные и бездумные запреты. Таким образом взрослые часто не позволяют сформироваться важнейшим навыкам, без которых дальнейшая жизнь детей становится весьма затруднительной. А мотивация взрослых при этом, скорее всего, носит сугубо эгоистический характер: им просто удобнее и проще справляться с запуганным малышом, которому ничего нельзя. 

Какую позицию стоит выбрать родителям

Детство не может пройти без запретов. Нормальное развитие ребенка без этого просто невозможно. Более того, чем старше становится ребенок, тем больше появляется в его жизни определенных ограничений. Правда, при этом уже начинает включаться и режим самоконтроля. А это означает, что «праздник непослушания» должен случаться все реже. Если, конечно, в предшествующие годы взрослые члены семьи выбрали правильную линию поведения.

Ребенок должен рано или поздно начать понимать, что окружающий мир живет по понятным и разумным законам. Прежде всего, следует уяснить простейшие из них, касающиеся безопасности самого ребенка. 

Не менее важно приучать его к личной и общественной гигиене. Например, ребенок должен усвоить, что нельзя ходить в грязной уличной обуви по чистому домашнему полу. Или то, что нельзя бросать мусор на улице, а надо отнести его в урну. Каждый случай соблюдения этих правил должен отмечаться родителями и поощряться. Достаточно сказать, что малыш — молодец, похвалить его. Позитивная реакция лучше закрепляет приобретенный навык.

Также хорошо работает и методика отвлечения и переключения детей. К примеру, малыш увлеченно колотит стеклянным стаканом по полу или столу. Он может разбиться, порезать его осколками, но подобные энергичные действия явно необходимы малышу для развития. Что же делать? Просто замените стекло пластмассовым стаканчиком или пластиковой бутылочкой — и пусть он продолжает наработку очередного необходимого навыка. Всегда можно найти какое-то альтернативное решение, которое устроит обе стороны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *